[C++] Введение в базовый синтаксис
Создайте пустой проект
Запустите CLion.
- Нажмите
Create New Project
илиFile
->New Project
- Сверху слева:
C++ Executable
, по середине Language standard:C++11
- Назовите как-нибудь проект (например
Lesson1
) и убедитесь что проект в папке которая не пропадет к следующему уроку ->Create
- Слева сверху в панели
1: Project
в папкеLesson1
вы видите два файла:main.cpp
- основной исходный файл программыCMakeLists.txt
- файл описывающий вашу программу - из каких исходников она состоит и как их компилировать
- Теперь нужно запустить эту программу - нажмите на зеленую стрелочку сверху справа:
- Обратите внимание что снизу появилось полу
4: Run
в котором находится вывод вашей программы - сообщениеHello, World!
Правила игры
Читайте дальше все и сразу пробуйте сами, вы должны запустить каждую строчку которая предложена вам ниже ввиде примера.
Из выполненных заданий вы должны постепенно накопить небольшую программу которая и является результатом вашей работы. Если вы не успели выполнить все задания до конца - доделайте дома, и отправьте этот файл main.cpp
(даже если не все успели) мне по почте с указанием вашего имени и фамилии.
Недоделанное на уроке и неотправленное до четверга задание - будет означать двойку или единицу.
Объявления переменных и вывод
Пока что весь код будет внутри main
-функции.
Чтобы объявить локальную переменную нужно написать сначала тип этой переменной, затем название этой переменной и опционально сразу присвоить какое-то значение через оператор присвоения =
:
int main() {
int a = 239;
double b = 23.9;
return 0;
}
Вот примеры нескольких типов:
int
- целое числоdouble
- вещественное число (так же называется числом с плавающей точкой)
Обратите внимание что печатать в консоль можно не только строчку Hello world
, но таким образом можно вывести и значение переменной - нужно лишь передать в std::cout
эту переменную:
int main() {
int a = 239;
std::cout << a << std::endl;
}
Запустите программу чтобы убедиться в этом.
Обратите внимание на std::endl
на конце - это специальный символ означающий что нужно в выводе перейти на следующую строку.
Задание 1
Напечатайте переменную a три раза, каждый раз на новой строчке. А теперь напечатайте переменную три раза, каждый раз не на новой строчке, а подряд, без переноса строки (т.е. без std::endl
).
Операции над переменными
Над численными переменными можно делать разные арифметические операции, такие как сложение +
, вычитание -
, умножение *
, деление /
и взятие по модулю %
.
Например:
int a = 239;
int b = 10 * a;
a = a + b;
b = a;
Определение
Число Фибоначчи \(F_0=0\), \(F_1=1\), \(F_n = F_{n-1} + F_{n-2}\)
Задание 2
посчитайте используя переменные и операции над ними, а затем выведите на экран \(F_3\) и \(F_4\).
Обратите внимание что можно печатать в консоль не только строку или переменную, но и их вместе:
std::cout << "Число Фиббоначи F0=" << f0 << ", а число Фиббоначи F1=" << f1 << "!";
Задание 3
выводя в консоль числа \(F_3\) и \(F_4\) добавьте текстовое пояснение, что же за числа вы выводите.
Считывание введенных данных
Чтобы считать данные из консоли - удобно использовать std::cin
. С его помощью можно не только выводить числа, но и считывать пользовательский ввод из консоли:
int a = 239;
std::cout << "Старое число a=" << a << std::endl;
std::cout << "Введите число a: ";
std::cin >> a;
std::cout << "Введенное число a=" << a << std::endl;
Чтобы ввести число - кликните мышкой в поле с выводом программы, напечатайте число и нажмите Enter
.
Задание 4
считайте из консоли 3 числа (с явным комментарием что пользователь должен ввести - например Введите первое целое число:
), и напечатайте в консоль их сумму.
Логические операции
Кроме типов int
, double
часто нужен тип bool
.
Переменная типа bool
обладает одним из двух значений:
true
- правда - соответствует числу1
false
- ложь - соответсвует числу0
Такую переменную можно назвать логической. Т.е. эта переменная говорит да или нет, правда или ложь, верно какое-то утверждение или нет.
Задание 5
Запустите простой пример:
bool b = true;
std::cout << b << std::endl;
b = false;
std::cout << b << std::endl;
Условный оператор if/else
bool b = true;
if (b) {
std::cout << "Переменная b == true" << std::endl;
}
std::cout << "Конец программы";
if
проверяет верно ли утверждение в скобочках (в данном случае он проверяет какое значение логической переменной b
), и если значение в скобочках true
, то программа выполнит код внутри фигурных скобочек.
Открывающая фигурная скобка {
- начало, закрывающая фигурная скобка }
- конец.
Заметьте что этот код эквивалентен явной проверке на равенство логической переменной b
значению true
:
bool b = true;
if (b == true) {
std::cout << "Переменная b == true" << std::endl;
}
std::cout << "Конец программы";
Задание 6
Напишите программу с if
который проверяет что логическая переменная содержит ложь (false
) и пишет соответствующее сообщение. Обратите внимание что сравнение на равенство делается не через одно равенство =
, а через два ==
.
Часто удобно использовать if/else
конструкцию:
bool b = true;
if (b) {
std::cout << "Переменная b == правда" << std::endl;;
} else {
std::cout << "Переменная b == ложь" << std::endl;;
}
std::cout << "Конец программы";
Если условие написанное в скобочках у if
верно - выполняется первый блок кода в фигурных скобочках, если же условие неверно, то первый блок кода не выполняется как и раньше, но т.к. есть else
(в переводе означает “иначе”),
то программа пойдет по этому альтернативному пути, и второй блок кода будет исполнен.
Так же обратите внимание что в скобочках у if
может быть не только логическая переменная, но и логическое выражение.
Примеры логических операций:
a == b
a > b
a < b
a >= b
a <= b
!(логическаяОперация)
-!
- операция логическогоНЕ
- т.е. отрицания, т.е. эта логическая операция возвращаетtrue
тогда и только тогда, когда логическая операция в скобочках равнаfalse
(логическаяОперация1) && (логическаяОперация2)
-&&
- это операция логическогоИ
, т.е. эта логическая операция возвращаетtrue
тогда и только тогда, когда обе логические операции равныtrue
(логическаяОперация1) || (логическаяОперация2)
-||
- это операция логическогоИЛИ
, т.е. эта логическая операция возвращаетtrue
тогда и только тогда, когда хотя бы одна из логических операций равнаtrue
Пример:
int a = 725;
if ((a >= 100) && (a < 1000)) {
std::cout << "Число " << a << " лежит в промежутке от 100 до 999" << std::endl;
}
Пример (%
- операция взятия по модулю):
int a = 725;
if (((a % 100) / 10 == 2) && (a % 10 == 5)) {
std::cout << "В числе " << a << " два десятка и пятерка на конце, а сотен аж " << (a / 100) << std::endl;
} else {
std::cout << "В числе " << a << " не два десятка и пятерка в конце :(" << std::endl;
if (a % 239 == 0) {
std::cout << "Но оно хотя бы делится на 239! :)" << std::endl;
}
}
Задание 7
Считайте целое число из консоли, проверьте лежит ли оно от 10000 до 99999, если меньше - напечатайте “число слишком маленькое”, если больше - напчеатайте “число слишком большое”.
Если же число подходящее, то если оно четное - напечатайте число сотен в этом числе, а если нечетное - то число тысяч в этом числе.
Задание 8
Считайте целое число из консоли, проверьте лежит ли оно в промежутке от 0 до 99 включительно. Если меньше - напечатайте что “число слишком маленькое”, если больше - напечатайте “число слишком большое”.
Если же число подходящее, то напечатайте в консоль текстовое представление числа, например для 23 это будет “двадцать три”, а для 15 - “пятнадцать”.